Врожденный сифилис

Врождённый сифилис - это инфекционное заболевание, заражение которым происходит внутриутробно от больной сифилисом матери.
Обращайтесь в нашу клинику:
г. Москва, шоссе Энтузиастов, д.11, корп.3

Бледные трепонемы проникают в организм плода через плаценту начиная с 10 недели беременности тремя путями:

• через пупочную вену;
  • через лимфатические щели пупочных сосудов;
  • через поврежденную плаценту с током крови матери.

Согласно принятой в настоящее время классификации различают:

• ранний врождённый сифилис (у детей до 2 лет);
  • ранний врождённый скрытый сифилис (без клинических проявлений с сероположительными реакциями крови и спинномозговой жидкости);
  • поздний врожденный сифилис (уточненные либо проявившиеся признаки через 2 года или более с момента рождения);
  • поздний врожденный скрытый (без клинических симптомов с положительными серологическими реакциями и нормальным составом спинномозговой жидкости).
Вы можете записаться на прием по телефону +7 (495) 256-38-00

Ранний врожденный сифилис диагностируется у детей до 2 лет и включает: сифилис плода; сифилис детей грудного возраста; сифилис раннего детского возраста. Сифилис плода заканчивается его гибелью на 6-7 месяце беременности. Дети, рожденные с активными проявлениями сифилиса, оказываются нежизнеспособными и быстро погибают.

Диденко
Юрьевна
Дерматовенеролог, уролог, андролог.
Врач 1 категории
На сайте:
Онлайн запись на прием
По телефону: +7 (495) 256-38-00

Вероятные клинические признаки сифилиса плода: плод малого размера, малого веса, с выраженными явлениями кахексии; кожа морщинистая, дряблая, грязно-желтого цвета, мацерированная; новорожденный имеет своеобразный "старческий вид"; внутренние органы (печень, селезенка, легкие) увеличены, плотные.
Достоверные клинические признаки сифилиса плода: остеохондрит; милиарные сифиломы внутренних органов; обнаружение в пораженных органах бледных трепонем.

Сифилис детей грудного возраста (до 1 года) чаще всего проявляется в первые 3 месяца жизни и отличается большим своеобразием, представляет собой тяжелое заболевание с поражением почти всех висцеральных органов, центральной нервной системы, костной системы и специфическими изменениями кожи и слизистых оболочек.

Вероятные клинические признаки врожденного сифилиса детей грудного возраста: пятнисто-папулезная сыпь на конечностях, ягодицах, лице; мокнущие папулы. Вокруг рта и заднего прохода; рубцы Робинсона Фурнье (беловатые радиальные рубцы вокруг рта); седловидный нос (вследствие прободения носовой перегородки, разрушения носовых хрящей и костей); ягодицеобразный череп (развивается в результате остеопериостита лобной и теменных костей и ограниченной гидроцефалии).

Достоверные клинические признаки врожденного сифилиса детей грудного возраста: диффузная папулёзная инфильтрация (диффузный инфильтрат вокруг рта, на ладонях, подошвах, ягодицах; вокруг рта образуются глубокие трещины, после которых остаются радиальные рубцы); сифилитическая пузырчатка (напряженные пузыри величиной от горошины до вишни с серозным или серозно-гнойным содержимым на инфильтрированном фоне в области ладоней и подошв, нередко на других участках); сифилитический ринит (различают три стадии: отек и уплотнение слизистой оболочки носа, гнойно-кровянистое отделяемое, изъязвление); остеохондрит (процесс локализуется в длинных трубчатых костях между эпифизом и диафизом, распознается рентгенологически).

Диагноз раннего врождённого сифилиса должен подтверждаться серологическими реакциями крови (реакция Вассермана, РИТ, РИФ), которые при активных проявлениях заболевания оказываются почти всегда положительными.

Врождённый сифилис раннего детского возраста (от 1 года до 2 лет) имеет менее многообразную клиническую симптоматику. На коже и слизистых оболочках наблюдаются папулёзные элементы. Могут отмечаться рубцы Робинсона Фурнье, периоститы, фалангиты, гуммы костей, орхиты, поражения печени, селезёнки. Поражения нервной системы наблюдаются в виде умственной отсталости, эпилептиформных припадков, гидроцефалии, гемиплегии, менингита. В диагностике врождённого сифилиса раннего детского возраста помогут серологические реакции крови, которые у большинства детей положительные.

Клиническая симптоматика позднего врождённого сифилиса весьма вариабельна. Выделяют вероятные и патогномоничные (достоверные) признаки позднего врождённого сифилиса.

Вероятные признаки позднего врождённого сифилиса:

• бугорково-язвенные сифилиды и гуммы;
  • радиальные рубцы вокруг губ и на подбородке;
  • сифилитический хориоретинит; ягодицеобразный череп;
  • "седловидный" нос; "саблевидные" голени;
  • симметричные синовиты коленных суставов;

Выделяют также дистрофии, которые наблюдаются не только при позднем врождённом сифилисе, но и при других заболеваниях. К дистрофиям относятся: высокое "готическое" твёрдое нёбо; "инфантильный мизинец"; отсутствие мечевидного отростка грудины; широко расставленные верхние резцы; "олимпийский " лоб; увеличение лобных и теменных бугров; гипертрихоз; утолщение грудинного конца ключицы (симптом Авситидийского).

Обнаружение нескольких дистрофий, сочетание их с одним из патогномоничных признаков или с несколькими вероятными, с положительными серологическими реакциями являются основанием для постановки диагноза позднего врождённого сифилиса.

Достоверные (патогномоничные) признаки позднего врождённого сифилиса (триада Гетчинсона): паренхиматозный кератит (покраснение и помутнение роговицы, светобоязнь, слезотечение, снижение остроты зрения); специфический лабиринтит (шум и звон в ушах, а затем полная потеря слуха в связи с развитием периостита в костной части лабиринта и поражения слухового нерва); зубы Гетчинсона (дистрофия двух постоянных верхних центральных резцов, которые имеют форму долота или отвертки с полулунной выемкой по режущему краю).

При позднем врождённом сифилисе стандартные серологические реакции положительны у 70-80% больных. РИТ и РИФ положительны в 92-100% случаев.