Висцеросифилис

Висцеросифилис - этим термином обозначают сифилис, при котором наблюдается поражение внутренних органов. Наиболее часто сифилитические поражения развиваются во внутренних органах с наибольшей функциональной нагрузкой (сердце, лёгкие, печень, желудок).

Различают ранние и поздние формы висцерального сифилиса.

Ранние формы висцерального сифилиса наблюдаются в раннем периоде заболевания, и при этом нарушается только функция поражённых органов.

У некоторых больных могут наблюдаться воспалительные и дегенеративные поражения внутренних органов.

Обращайтесь в нашу клинику:
г. Москва, шоссе Энтузиастов, д.11, корп.3

Поздние формы висцерального сифилиса наблюдаются в позднем периоде заболевания. Изменения во внутренних органах сопровождаются очаговыми деструктивными поражениями, обнаруживается специфическое гранулематозное воспаление.

Для раннего висцерального сифилиса характерны поражения следующих органов и систем:

• Поражения миокарда сопровождаются токсико-инфекционной дистрофией. Отмечаются функциональные расстройства со стороны сердца (сердцебиение, приглушение тонов).
  • Изменения показателей функции печени характеризуются нарушением протромбино- и протеинообразования, реже - пигментной функции. Могут возникать безжелтушные формы гепатита с одновременным увеличением уплотнённой печени и селезенки.
  • Поражения желудка регистрируются в виде сифилитического гастрита и специфической язвы желудка. Иногда сифилитические поражения симулируют злокачественную опухоль желудка.
  • Сифилитический гломерулонефрит протекает доброкачественно, не сопровождается отёками и повышением артериального давления. Нарушение фильтрирующей способности почек может проявляться альбуминурией, гематурией.
  • Диагноз раннего висцерального сифилиса предполагается у больных с острым процессом в том или ином органе, развитие которого совпадает по времени с активными проявлениями первичного и вторичного сифилиса.

Диденко
Юрьевна
Дерматовенеролог, уролог, андролог.
Врач 1 категории
На сайте:
Онлайн запись на прием
По телефону: +7 (495) 256-38-00

В настоящее время частота сифилитических поражений при позднем висцеральном сифилисе выглядит следующим образом:

• 90-94% случаев - кардиоваскулярный сифилис;
  • 6-4% случаев - различные поздние поражения печени;
  • 1-2% - все остальные поздние висцеральные сифилитические поражения (лёгкие, почки, селезенка, желудок).

Поражения сердечно-сосудистой системы (кардиоваскулярный сифилис):

• сифилитический аортит неосложнённый;
  • сифилитический аортит, осложнённый стенозом устьев венечных артерий и недостаточностью клапанов аорты;
  • сифилитическая аневризма аорты - осложнение сифилитического аортита; сифилитический миокардит.

Сифилитический не осложнённый аортит длительное время протекает без субъективных ощущений. Одним из ранних симптомов является постоянная загрудинная боль, давящего или жгучего характера, неинтенсивная, появляется в ночное время. Характерны расширение восходящего отдела аорты, мягкий, нерезко выраженный систолический шум и акцент II тона у её устья. В диагностике аортита имеет значение рентгенологически определяемое ограниченное расширение восходящего отдела аорты, а также обнаружение на рентгенограмме линейного обызвествления по контуру восходящего отдела аорты.

При сифилитическом аортите в большинстве случаев поражению подвергаются устья обеих венечных артерий. Особенность данного процесса - медленное развитие, варьирующее от небольшого сужения до полной облитерации одного или двух устьев. В результате сужения устьев венечных артерий снижается коронарный кровоток, что влечёт за собой нарушение кровоснабжения миокарда. В клинической картине превалируют симптомы прогрессирующей сердечной недостаточности, что связано с развитием дистрофических и склеротических изменений в сердечной мышце вследствие прогрессирующего сужения венечных сосудов.

При сифилитической недостаточности аортальных клапанов порок является относительным, возникающим вследствие расширения поражённой аорты. Недостаточность аортальных клапанов на ранних этапах протекает бессимптомно. Наиболее характерный признак этого порока - боль в области сердца типа аорталгии и истинной стенокардии. На аорте одновременно с диастолическим шумом выслушиваются систолический шум и звонкий II тон с металлическим оттенком. Важную роль в диагностике недостаточности аортальных клапанов играет рентгенологическое исследование (расширение восходящей части аорты, увеличение левого желудочка с выраженной его пульсацией, наличие обызвествления в поражённом отделе аорты).

Клиническая симптоматика сифилитической аневризмы аорты зависит от локализации и её размеров, направления роста, сдавления окружающих органов, наличия сопутствующего поражения устьев венечных артерий и недостаточности митральных клапанов.

Основные признаки сифилитической аневризмы аорты:

• пульсирующие участки грудной клетки в области рукоятки грудины и вправо от неё;
  • перкуторное увеличение контуров аорты в одну или обе стороны от рукоятки грудины; - разница в пульсе - меньшее наполнение и запаздывание пульсовой волны на стороне аневризмы;
  • своеобразный дующий систолический шум в зоне сосудистого притупления (выслушивается иногда самим больным в ночное время);
  • симптомы сдавления аневризмой соседних органов и тканей: верхней полой вены, трахеи, бронхов, пищевода, нервных стволов;
  • симптомы прорыва аневризмы в соседние органы (в трахею, бронхи, легкие, плевральную полость, пищевод, средостение, полость перикарда);
  • рентгенологически - расширение и отчетливая пульсация сосудистой тени, резко очерченные и ровные её края, неотделимость выбухающей тени от аорты при просвечивании в различных направлениях.

Сифилис печени. Выделяют 4 формы позднего сифилитического гепатита: хронический эпителиальный, хронический интерстициальный, ограниченный гуммозный и милиарный гуммозный. Для всех форм характерно длительное течение процесса с постепенным развитием склерогуммозных изменений, приводящих к циррозу и деформации печени. Диагноз устанавливают на основании анамнеза, специфических поражений других внутренних органов, положительных серологических реакций крови, результатов противосифилитического лечения.

Сифилис желудка протекает по типу хронического гастрита, изолированной гуммы (которая приводит к язве желудка). Сифилитический гуммозный инфильтрат в привратнике желудка вызывает его стеноз. В результате склеротических изменений желудок деформируется.

Сифилис лёгких протекает в виде изолированных гумм или хронической межклеточной сифилитической пневмонии. Процесс локализуется в нижней и средней долях правого лёгкого. Нередко диагностика проводится только на основании результатов пробного лечения.

Сифилис почек проявляется нефротическим вариантом хронического гломерулонефрита с выраженными отёками, высоким содержанием белка в моче; появлением гиалиновых, зернистых, восковидных цилиндров; гипопротеинемией; гиперхолестеринемией. У некоторых больных развивается амилоидоз, наблюдаются изолированные или диффузные гуммозные поражения.

Основополагающим при диагностике висцерального сифилиса является заключение, основанное на комплексном обследовании внутренних органов и нервной системы. Положительные серологические реакции в крови и указание в анамнезе на заболевание сифилисом подтверждают клинический диагноз.