Пути заражения

Пути заражения сифилисом подразделяют на прямой (половой, тесный бытовой контакт, трансфузионный), косвенный, трансплацентарный.

Наиболее частый путь заражения - половой, при различных формах половых контактов (per vaginam, per anum, per os). Заражение происходит через мелкие генитальные или экстрагенитальные дефекты кожи либо через эпителий слизистой оболочки при контакте с эрозивным или язвенным твёрдым шанкром, эрозивными папулами на коже и слизистых оболочках половых органов, полости рта, широкими кондиломами, содержащими значительное количество возбудителей сифилиса - бледных трепонем.

Очень редко инфицирование может произойти при тесном бытовом контакте, в исключительных случаях - через предметы обихода или при прямом контакте с экспериментальными животными.
Обращайтесь в нашу клинику:
г. Москва, шоссе Энтузиастов, д.11, корп.3

Возможно заражение через молоко кормящей женщины, больной сифилисом.

Случаев заражения через мочу и пот не отмечено.

В слюне бледные трепонемы могут находиться лишь в случае, когда имеются специфические высыпания на слизистой оболочке полости рта.

Возможно заражение через сперму больного при отсутствии у него видимых изменений на половых органах.

При переливании донорской крови больного сифилисом у реципиента развивается трансфузионный сифилис.

Каримова
Галина
Михайловна
Врач ультразвуковой диагностики,
врач высшей категории
На сайте:
Онлайн запись на прием
По телефону: +7 (495) 256-38-00

Возможно инфицирование медицинского персонала при осмотре больных сифилисом, проведении лечебных процедур и манипуляций, во время оперативного вмешательства, при вскрытии трупов, особенно новорожденных с ранним врождённым сифилисом.

Отмечено внутриутробное инфицирование плода путём трансплацентарной передачи возбудителя сифилиса от инфицированной матери.

Заражение может также произойти в момент родов при прохождении плода через инфицированные сифилисом родовые пути матери.

Для сифилиса характерно волнообразное течение со сменой периодов заболевания. Традиционная схема течения сифилиса включает инкубационный период, первичный серонегативный и первичный серопозитивный, вторичный свежий, вторичный скрытый, вторичный рецидивный и третичный периоды.

Время от момента инфицирования до появления первичной сифиломы называется инкубационным периодом. Продолжительность инкубационного периода в среднем составляет 3 - 4 недели. Однако у отдельных больных он может достигать 5 - 6 месяцев в связи с бесконтрольным употреблением антибиотиков по поводу различных заболеваний, а также под влиянием некоторых других факторов. Несмотря на отсутствие клинических симптомов, в инкубационном периоде диссеминация бледных трепонем из места внедрения по лимфатическим, периневральным путям и гематогенно происходит довольно интенсивно и завершается формированием первичной сифиломы - твёрдого шанкра, сопутствующего лимфангита и регионарного склераденита. Первый клинический признак заболевания - твёрдый шанкр, появляется в среднем через 3 - 4 недели после заражения на том месте, где бледная трепонема проникла в организм (по образному выражению французов, "при сифилисе первым наказуется то место, которым согрешили").

С момента появления твёрдого шанкра начинается первичный период сифилиса, который продолжается до возникновения на коже и слизистых оболочках множественных сифилитических высыпаний. Этот период длится 7 - 8 недель.

Первичный период сифилиса

Первичный период сифилиса делится на:
  • первичный серонегативный сифилис, когда стандартные серологические реакции ещё отрицательны;
  • первичный серопозитивный сифилис, когда стандартные серологические реакции становятся положительными, что происходит в среднем через 3-4 недели после возникновения первичной сифиломы.

При отсутствии лечения естественное течение первичного периода завершается общими лихорадочными явлениями, недомоганием, болями в костях, суставах и полиаденитом. Эти симптомы обусловлены генерализацией инфекции и диссеминацией бледных трепонем в органы и ткани. Этот период течения инфекции называется вторичным и наступает через 7 - 8 недель после появления первичной сифиломы или через 10 - 12 недель после поражения. Клинически вторичный период сифилиса характеризуется поражениями на коже и слизистых оболочках в виде розеолёзных, папулёзных и пустулёзных высыпаний. В этом периоде поражаются также внутренние органы, нервная и костная системы. Высыпания вторичного периода, просуществовав несколько недель, самостоятельно проходят, и наступает скрытый (латентный) период заболевания. Через некоторое время наблюдается рецидив болезни - на коже и слизистых оболочках снова появляются высыпания, характерные для вторичного периода, после чего вновь может наступить скрытый период заболевания. Вторичный период сифилиса без лечения может продолжаться 3 - 4 года.

Вторичный период сифилиса

Таким образом, вторичный период сифилиса подразделяется на:
  • вторичный свежий сифилис, когда на коже и слизистых оболочках впервые появляются обильные и яркие высыпания при наличии первичного склероза или его остатков;
  • вторичный скрытый сифилис - период сифилиса без активных проявлений на коже и слизистых оболочках;
  • вторичный рецидивный сифилис - период последующих повторных высыпаний.

Спустя 3 - 4 года, если больной не лечится или лечится недостаточно, наступает третичный период сифилиса. Этот период характеризуется образованием третичных сифилидов - бугорков и гумм. Бугорки бывают на коже, слизистых оболочках, гуммы - в подкожной клетчатке, костях, внутренних паренхиматозных органах и нервной системе. Бугорки и гуммы при распаде могут вызывать деструктивные изменения в поражённых тканях и органах. Течение сифилиса в этом периоде также волнообразное, фазы активных проявлений могут сменяться фазами скрытого (латентного) сифилиса.

Третичный период сифилиса

Третичный период сифилиса подразделяют на:
  • третичный активный сифилис,
  • третичный скрытый сифилис.

Третичный период сифилиса может длиться многие годы. У некоторых больных без лечения или при его недостаточности через 10-20 лет и более после заражения могут возникнуть поздние формы сифилиса:

нервной системы (нейросифилис) - спинная сухотка, прогрессивный паралич, табопаралич или сифилис внутренних органов (висцеросифилис) - мезаортит, аневризма аорты, поражение печени, желудка.

Традиционное стадийное течение сифилитической инфекции проявляется у значительного числа больных. Однако в последние годы все чаще стали выявляться больные с асимптомным течением болезни, которая диагностируется только серологически.

Сифилис без клинических проявлений

С положительными серологическими реакциями подразделяют на:
  • ранний скрытый сифилис (до 2 лет после заражения);
  • поздний скрытый сифилис (давность болезни более 2 лет).

Реакция организма на внедрение возбудителя сифилиса сложна и многообразна. После контакта с больным сифилисом заражения может не произойти, а развивается классическое или длительное бессимптомное течение инфекции.

Рассматривая вопросы к общей патологии сифилиса, следует указать, что в ряде случаев после обычной смены периодов первичного и вторичного сифилиса, несмотря на отсутствие противосифилитического лечения, поздние формы сифилиса не развиваются и сифилитический процесс заканчивается самоизлечением, в наступлении которого ведущая роль принадлежит организму больного, его иммунобиологическим защитным силам.