Клиника папилломавируса

В зависимости от длительности заболевания и интенсивности реакции организма на внедрение возбудителя различают следующие формы трихомониаза:

• свежая острая, подострая, торпидная (малосимптомный);
  • хроническая (торпидное течение и давность заболевания свыше 2-х месяцев);
  • трихомонадоносительство (при наличии трихомонад отсутствуют объективные и субъективные симптомы заболевания).

Для хронического трихомониаза характерны периодические обострения, которые могут быть обусловлены половыми возбуждениями и сношениями, употреблением алкоголя, снижением сопротивляемости организма, нарушениями функции яичников и изменением рН содержимого влагалища.

Однако в последнее время предлагается использовать в практических целях Международную статистическую классификацию X пересмотра:

• урогенитальный трихомониаз неосложненный,
  • трихомониаз с осложнениями.

Основными очагами поражения при урогенитальном трихомониазе являются мочеиспускательный канал у мужчин, влагалище и уретра у женщин. В связи с многоочаговостью трихомонадной инфекции при постановке диагноза следует указывать локализацию поражения.

Инкубационный период при трихомониазе равен в среднем 5-15 дней, но может колебаться от 1-3 дней до 3-4 недель.

Трихомонадный уретрит у мужчин по клинической картине ничем не отличается от уретритов другой этиологии. При острой форме воспалительный процесс протекает бурно с обильными гнойными выделениями из уретры и дизурическими явлениями. При подостром уретрите симптомы незначительные, выделения из уретры в небольших количествах серого или серовато-жёлтого цвета, моча в первой порции слегка мутная с умеренным количеством хлопьев. Для торпидной формы трихомонадного уретрита у мужчин, которая встречается чаще всего, характерна скудность объективных и субъективных симптомов или их полное отсутствие. Иногда при хронических и вялотекущих формах трихомониаза инфекция распространяется в заднюю уретру и возникает тотальный уретрит. В таких случаях появляются учащённые мочеиспускания, рези и жжение в конце акта мочеиспускания, тотальная пиурия и терминальная гематурия.

Осложнения при трихомонадных уретритах у мужчин встречаются часто и представлены в виде простатита, везикулита и эпидидимита, которые по клинической картине отличаются от таковых гонорейной этиологии и протекают более бурно. При длительном течении возможно образование множественных стриктур уретры.

Клиническая картина острого трихомониаза у женщин характеризуется симптомами вагинита, к которому могут присоединиться вестибулит, уретрит, эндоцервицит, эндометрит. При острой форме заболевания женщины жалуются на обильные, раздражающие кожу выделения и значительный зуд наружных половых органов. Беспокоит также жжение и болезненность при мочеиспускании. При осмотре находят воспалительные изменения от умеренной гиперемии свода влагалища и шейки матки до обширных эрозий, петехиальных геморрагии и опрелости в области промежности. Весьма характерным, но не постоянным признаком является наличие гранулематозных, рыхлых поражений слизистой оболочки шейки матки красноватого цвета (малиновая шейка матки). В области заднего свода шейки матки имеется скопление жидких, серовато-желтых, пенистых выделений. Губки уретры нередко отечны и гиперемированы. При вовлечении в воспалительный процесс уретры, можно выдавить небольшое количество гнойных выделений при массаже. При торпидной форме трихомониаза субъективные ощущения могут полностью отсутствовать. Слизистые оболочки влагалища и наружных половых органов имеют нормальную окраску или слегка гиперемированы; выделения из вагины молочного цвета в незначительном количестве.

Мочеполовой трихомониаз у девочек чаще всего проявляется в виде вульвовагинита или вульвовестибуловагинита. Органы полости малого таза не поражаются, что связано с недостаточностью эстрогенизации у девочек до наступления менархе. Острый вульвовестибуловагинит проявляется диффузной гиперемией и припухлостью наружных половых органов, а также прилегающих участков кожи бедер и промежности. В области вульвы, гименального кольца, влагалища и наружного отверстия мочеиспускательного канала отмечаются эрозии и язвочки. Выделения гнойные, жидкие, пенистые с раздражением кожи наружных половых органов. Нередко в процесс вовлекается уретра и при надавливании на ее заднюю стенку можно отметить появление выделений. Больных беспокоит зуд, жжение. Отмечается неприятный запах отделяемого, расчесы в области гениталий. При переходе в хроническую стадию объективные признаки трихомониаза выражены слабее.