Хламидийная инфекция у детей

Заражение детей происходит в основном при прохождении через родовые пути инфицированной матери, либо через предметы личной гигиены. Пренатальный скрининг беременных женщин может предупредить развитие хламидийной инфекции у детей. Особенно рекомендуется проведение скрининга у беременных женщин моложе 25 лет, имеющих нового или многочисленных партнеров. Инфекция, вызванная С. trachomatis, у новорожденных является следствием перинатального инфицирования из шейки матки матери.

Первоначально хламидиоз поражает слизистые оболочки глаз, ротоглотки, урогенитального тракта и прямой кишки. Инфекция у новорожденных часто распознается на основании симптомов конъюнктивита, развивающегося через 5-12 дней после рождения, Хламидии чаще всего являются причиной офтальмии новорожденных. Рекомендуется всех младенцев с конъюнктивитом в возрасте до 30 дней обследовать на хламидии. С. trachomatis также является наиболее частой причиной подострых, не сопровождающихся подъёмом температуры пневмоний, развивающихся на  1-3 месяце жизни ребенка. У ребенка также могут наблюдаться бессимптомные инфекции ротоглотки, генитального тракта и прямой кишки.

Наличие в семье лиц старшего поколения, инфицированных хламидиями (блефароконъюнктивиты, урогенитальная патология) представляет угрозу инфицирования остальных членов семьи. Предложен термин "семейный хламидиоз", так как обследование семьи позволяет выделить хламидийные поражения в двух-трех поколениях (дедушки, бабушки, дети и внуки). Примерно 30-35% детей в семьях, где родители больны урогенитальным хламидиозом, также поражены этим заболеванием, причём нередко (до 7 %) - это экстрагенитальные формы. Чаще при этом наблюдаются вялотекущие конъюнктивит или блефаро-конъюнктивит.

Симптоматика хламидийных заболеваний у детей более выражена, чем у взрослых, и в зависимости от давности воспалительного процесса проявляется в виде вульвовагинита, уретрита, цервицита. Болеют чаще девочки, особенно в старшем возрасте, когда заражение происходит половым путём. Наряду с диффузной гиперемией вульвы и прилегающих участков кожного покрова, отмечается отёк наружных половых органов, мацерация их в результате обильных, жидких, серо-зелёного цвета цвета выделений. При вагиноскопии с помощью женского уретроскопа можно наблюдать отёчность, гиперемию слизистых оболочек влагалища и участков, прилегающих к шейке матки; шейка рыхлая, девственная плева гиперемирована и пастозна. При поражении мочеиспускательного канала губки гиперемированы, отёчны, покрыты отделяемым серого цвета, возможно учащённое и болезненное мочеиспускание.