Бактериальный вагиноз - осложнения

В последнее время накоплено большое количество данных, свидетельствующих о том, что бактериальный вагиноз является фактором риска неблагоприятных исходов беременности:

• Рецидивирующие воспалительные заболевания органов репродуктивной системы и мочеполовых путей.
  • Патологические маточные кровотечения.
  • Рост осложнений после операций на органах малого таза и кесарева сечения.
  • Преждевременный разрыв плодных оболочек при родах.
  • Хорионамнионит.
  • Послеродовый эндометрит.
  • Снижение веса и появление пневмонии у новорожденного.
Записаться на прием и консультацию можно по телефону: +7 (495) 256-38-00

Механизм возникновения этих осложнений не ясен. Полагают, что высокая концентрация вирулентных микроорганизмов во влагалище может приводить к проникновению этих бактерий в верхние отделы половых органов. У женщин с бактериальным вагинозом в 2 раза чаще наблюдается инфицирование оболочек плаценты, причем возбудители, ассоциирующиеся с бактериальным вагинозом (Bacteroides, Gardnerella, Mycoplasma и Mobiluncus), могут быть выделены из плаценты. Показано, что эффективное лечение бактериального вагиноза снижает риск рождения ребенка с низким весом. У женщин, перенесших операцию гистерэктомии, инфицированное воспаление культи шейки матки возникает в 3 раза чаще, если был бактериальный вагиноз.

Букинская
Владимировна
Акушер-гинеколог, врач
высшей категории
Петрашко
Татьяна
Николаевна
Врач акушер гинеколог,
врач высшей категории
Шиленина
Николаевна
Акушер-гинеколог,
врач высшей категории
Онлайн консультация

Бактериальный вагиноз может быть связан с рядом других заболеваний (осложнения вне беременности):

• воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ);
  • бесплодие;
  • уретральный синдром;
  • цервикальная внутриэпителиальная неоплазия (ЦВН);
  • бартолинит и абсцессы бартолиновой железы;
  • негонококковый уретрит (ИГУ);
  • баланит;
  • хронический простатит.

Серьезные осложнения возникают в результате персистирующих изменений в составе микробной флоры влагалища. Существует риск возникновения заболеваний органов малого таза (ВЗОМТ) у женщин с бактериальным вагинозом. Изучается возможная ассоциация бактериального вагиноза с воспалительными заболеваниями урогенитального тракта у мужчин.

Воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ). При сокращениях матки цервиковагинальное отделяемое может засасываться через цервикальный канал в полость матки и выше. Вероятность такого события столь велика, что при этом преодолеваются защитные барьеры. Бактерии, ассоциированные с бактериальным вагинозом, удается выделять из эндометрия и реже из маточных труб женщин с ВЗОМТ. При этом бактериальный вагиноз рассматривается, как одна из причин развития ВЗОМТ. Поскольку в возникновении бактериального вагиноза участвуют многие микроорганизмы, то очень сложно, а может быть и невозможно, выделить какой-то один из них в качестве причины развития ВЗОМТ.
Наиболее подходящим кандидатом на эту роль является Mycoplasma hominis. Этот микроорганизм был выделен из эндометрия и маточных труб приблизительно 10% женщин с диагнозом сальпингита, поставленным при лапароскопии. Кроме того, у пациенток с ВЗОМТ были обнаружены специфические антитела к Mycoplasma hominis. В то же время у больных бактериальным вагинозом редко встречаются моноинфекция Mycoplasma hominis, или, по крайней мере, присутствие этого микроорганизма в больших количествах. Поэтому, хотя Mycoplasma hominis без сомнения принимает участие в развитии ВЗОМТ наряду с другими бактериями, вряд ли этот микроорганизм может быть первичной причиной заболевания.

Бесплодие. ВЗОМТ вызывают повреждения маточных труб. Следствием этих повреждений, которые в отдельных случаях имеют необратимый характер, может стать возникновение бесплодия. Не исключено также, что ассоциированные с бактериальным вагинозом бактерии могут оказывать пагубное воздействие на попадающие во влагалище сперматозоиды и таким образом снижать фертильность. Определению связи бактериального вагиноза с бесплодием посвящены следующие исследования. На небольшом количестве обследованных показано, что бактериальный вагиноз чаще обнаруживался у женщин, обратившихся в клинику бесплодия (в особенности, имевших патологии маточных труб), чем у женщин, обратившихся в дородовую клинику, бактериальный вагиноз ассоциируется с бесплодием только у женщин с патологией маточных труб и не является причиной возникновения случаев бесплодия с неясной этиологией. Кроме того, наличие Mycoplasma hominis и Ureaplasma urealyticum, которые в больших количествах определяются при бактериальном вагинозе, не коррелировало с выявлением аномалий в спермо-граммах.

Приведенные наблюдения противоречат предположению о важной роли уреаплазм в развитии бесплодия. Оказывается, что частота выделения уреаплазм от пациентов, страдающих и не страдающих бесплодием, приблизительно одинакова, а результаты клинических исследований не позволяют сделать вывод, что эти микроорганизмы играют самостоятельную роль в возникновении бесплодия.

Уретральный синдром включает симптомы дизурии у женщин, при которых не удается выявить бактерии, обычно инфицирующие мочевые пути. В некоторых, но не во всех случаях, была обнаружена связь заболевания с инфекцией, вызванной G. trachomatis. Существуют также противоречивые данные о возможной роли в развитии заболевания некоторых лактобактерий, требовательных к питательным средам. В этом случае рассматривать вопрос об этиологической роли бактериального вагиноза было бы нелепо, поскольку при бактериальном вагинозе количество лактобактерий резко снижается, или они полностью исчезают.

Цервикальная внутриэпителиальная неоппазия (ЦВН). Ассоциация между бактериальным вагинозом и ЦВН может рассматриваться в свете продукции бактериями нитрозаминов, обладающих канцерогенными свойствами и способных играть, если не основную роль в развитии ЦВН, то, по крайней мере, выступать в качестве кофакторов при взаимодействии с вирусами папилломы человека. Однако существуют противоположные мнения относительно возможной связи между бактериальным вагинозом и ЦВН, что требует дополнительного исследования данного вопроса.

Бартолинит и абсцессы бартолиновой железы. Сообщается об этиологической роли хламидий в воспалении бартолиновых желез, однако из абсцессов выделяли и другие бактерии. Ассоциация заболевания с бактериальным вагинозом не проводилась.

Негонококковый уретрит (НГУ). Присутствие во влагалище женщин с бактериальным вагинозом больших количеств разнообразных бактерий повышает вероятность попадания этих микроорганизмов при половых контактах в уретру мужчин с последующей колонизацией или инфицированием мочеиспускательного канала. Показано, что бактериальный вагиноз ассоциируется с НГУ, в особенности в тех случаях, когда не удается обнаружить C.trachomatis (Keane F.E.A. et al., 1997). До сих пор неизвестно, какие именно из множества бактерий, ассоциированных с бактериальным вагинозом, в наибольшей степени ответственны за развитие уретрита, а также механизмы этого процесса. Тем не менее, существует интересное предположение, что ассоциация уреаплазмоза с НГУ может быть не только, или даже не столько независимой, сколько обусловленной ассоциацией уреаплазменной инфекции с бактериальным вагинозом. Если связь НГУ с бактериальным вагинозом существует, то это должно отразиться на назначении лечения. Хотя не все исследователи считают, что при лечении мужчин с НГУ полезно использовать метронидазол, тем не менее в некоторых случаях применение этого препарата оказалось эффективным. Существование связи бактериального вагиноза с НГУ указывает также на то, что в отдельных случаях НГУ может возникать при стабильных половых партнерствах без участия третьей стороны.

Баланит. Показано, что у необрезанных мужчин М. hominis чаще выделяют не из уретры, а из венечной борозды. Существет концепция "анаэробного" баланита, которая, по-видимому, не лишена оснований, поскольку в препуциальном мешке могут создаваться благоприятные условия для размножения бактерий, ассоциированных с бактериальным вагинозом. Таким образом, связь бактериального вагиноза с баланопоститом может быть более выраженной, чем связь бактериального вагиноза с НГУ. Тем не менее, формальных подтверждений этой гипотезы пока не получено.

Другие воспалительные заболевания урогенитального тракта у мужчин.

Этиология хронического простатита неясного генеза, или абактериального хронического простатита (АБХП) длительное время оставалась загадкой. Это заболевание было отнесено к абактериальным по определению, так как при использовании стандартных микробиологических методов не были обнаружены возможные бактериальные этиологические агенты. Однако, недавно было показано, что при применении полимеразной цепной реакции удается обнаружить связь АБХП с бактериями, участвующими в развитии бактериального вагиноза. При исследовании этой проблемы могут возникнуть трудности, связанные с хронической формой простатита, сменой половых партнеров и часто перемежающимся характером бактериального вагиноза.